Ваш ребёнок - будущий первоклассник. Рекомендации для успешной адаптации

Дорогие родители!

Ваш ребёнок перешёл в выпускную группу детского сада. Уже следующей осенью в его жизни наступит новый, очень важный этап. Взяв за руку, вы отведете вашего сына или дочь в первый класс, и ближайшие одиннадцать лет в жизни вашей семьи будут неразрывно связаны со школой. Чтобы быстро адаптироваться к школьному режиму и успешно начать обучение, ребёнок должен быть здоровым, активным, любопытным, а самое главное – счастливым. Мы постараемся помочь вам подготовить рабочее место и учебные принадлежности для будущего первоклассника, укрепить его здоровье, пробудить у него тягу к знаниям, помочь ему в переходе к новому образу жизни.

Как организовать рабочее место

Каждая семья, в которой подрастает будущий первоклассник, сталкивается с проблемой подбора мебели для учёбы. Как организовать рабочее место таким образом, чтобы оно стимулировало учебную деятельность ребёнка, было комфортным, уютным и красивым, и при этом максимально соблюсти гигиенические требования?

Современный ребёнок с малых лет знаком с компьютером. В начальных классах с его помощью дети выполняют некоторые задания. Однако не стоит превращать рабочее место первоклассника в «мини-офис» с вращающимся креслом и компьютерным столиком. Такая мебель не приспособлена для письма и чтения, неудобна для выполнения творческих заданий. Ребёнку придётся искать более удобное место для выполнения заданий, не связанных с работой на компьютере, что нежелательно по психологическим и физиологическим причинам.

Медики и педагоги единодушны в том, что для предотвращения нарушения осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления необходимы правильной подбор мебели в соответствии с ростом ребёнка, продуманное расположение ее в комнате, внимательное отношение к качеству материалов, конструкции стола и стула и их расцветкам. Немаловажное значение имеет освещение помещения, цвет пола, стен, потолка.

Итак, что надо знать при создании оптимального рабочего места?

При покупке новой мебели или регулировке уже имеющейся надо понимать, что неправильное соотношение стола и стула может существенно нарушить здоровье ребёнка. При низком сидении нарушается кровообращение, при слишком высоком – ноги ребёнка будут болтаться и ему придётся прилагать излишние усилия, чтобы удержаться на стуле. Если стол слишком высок для ребёнка, то нарушается симметрия плеч. А если слишком низок, то нарушаются зрение и работа дыхательной системы. Высота стола и стула должна соответствовать возрасту и росту ребёнка. Если вашему от 3 до 6 лет и его рост составляет от 101 до 115 см., высота стола должна быть 48 см., а стула – 28 см. В возрасте от 6 до 7лет при росте 115 до 130 см. стол должен быть высотой 54 см., а стул – 32 см. Если же рост ребёнка 6 – 7 лет свыше 130 см., высота стола должна составлять 60 см., а стула – 36 см. То есть, чем старше и выше ребёнок, тем больше должна быть разница высоты стола и стула.

Окраска стен, потолка и мебели влияют на освещённость помещения. Если вы пришли в магазин, выбрали стол определенной модели и раздумываете над выбором цвета, остановитесь на светлых и теплых тонах – они меньше всего поглощают свет. Лучшими цветами для столов и стульев считаются оттенки светло-зеленого и цвет натуральной древесины. Стены Комнаты, где будет заниматься ребёнок, можно сделать светло-зелеными, светло-бежевыми или использовать оттенки желтого цвета.

Мебель должна стоять в самом светлом месте комнаты, чтобы ребенок мог заниматься при естественном освещении. Окно, а также настольная или настенная лампа (она нужна для дополнительного освещения вечером) должны находиться слева для праворуких детей и справа – ля леворуких.

Итак, мебель подобрана и расставлена, в комнате красиво, чисто, уютно, светло. Ребёнок расположился за столом и с увлечением рассматривает книжку, лепит или рисует.

Родители, не расслабляйтесь! Сидение – это активный процесс, требующий напряжения мышц, так что соблюдение рабочей позы достаточно утомительно. Поэтому очень важно воспитать привычку правильно сидеть за столом. Уменьшить мышечное напряжение и предотвратить нарушение осанки можно, если сидеть с легким наклоном корпуса и головы вперед, следить за симметричным положением плеч и соблюдать оптимальное расстояние от глаз до поверхности стола. Оно должно быть равно примерно 30-35 см.

Очень важна правильная посадка на стуле. Сиденье не должно быть слишком мягким, его глубина должна соответствовать 2/3 длины бедра. В этом случае ребенок сможет правильно пользоваться спинкой стула, которая должна быть зафиксирована под прямым углом. Стул необходимо немного задвинуть под стол таким образом, чтобы при опоре на спинку стула между грудью ребенка и столом было 2-3 см.

Таким при организации рабочего места необходимо обратить внимание на положение ног ребенка при сидении за столом. Если ноги не достают до пола, надо подставить устойчивую скамейку. Ширина скамейки должна быть равна длине стопы или чуть больше, но ни в коем случае не меньше. Если ребёнок постоянно прячет ноги под стул, это значит, что стул стал слишком низким и надо приобрести новую мебель. Ведь ваш ребенок растет, а значит, прежний комплект скоро станет совсем неподходящим для занятий.

Учение – дело, в котором достаточно неизбежных сложностей. Но неудобная мебель к их числу не относится! Поэтому постарайтесь создать гармонию и удобную обстановку для вашего первоклассника – это не только облегчит учебный труд, но и стимулирует ребенка поддерживать свое рабочее место в порядке.

Адаптация к школьному режиму

Когда ребёнок пойдёт в школу, изменится режим дня всей семьи, хотя не у всех период адаптации будет одинаковым по времени. На ваши плечи ляжет и вся ответственность за приобщение будущего первоклассника к новому распорядку. Как лучше всего пройти этот ответственный период?

  • Проведите эксперимент по подъёму и сборам в детский сад, на прогулку в выходной день и т.д. Хорошо будет организовать это в виде игры. Понаблюдайте за своими действиями и поведением ребёнка, посчитайте время, которое каждый из вас тратит на сборы.

  • Скажите себе и ребёнку, что вам надо обязательно выйти из дома в определенное время. Постарайтесь уложиться в этот срок.

  • Очень важно понять, как вы себя ведёте, что чувствуете в подобных ситуациях. Может быть слишком волнуетесь, постоянно смотрите на часы, начинаете спешить и что-то упускаете из виду? Это может в будущем помешать вам и ребёнку.

Как помочь ребёнку перейти на новый режим плавно?

Случается так: вы спешите, стараетесь поспеть к намеченному сроку, а ребёнок постоянно отвлекается, играет, веселится, разбрасывает вещи, игрушки и т.д. В чём причина такого поведения?

Существует три важных понятия: «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».

Сначала разберёмся с тем, чего вы и ваш ребёнок ХОТИТЕ. Ведь вы действительно желаете успевать все делать вовремя?

  • Играйте в игры, в которых нужно успевать к точно намеченному сроку. Например, в путешествие на поезде, в театр, в школу.

  • Читайте литературные произведения о времени, об исполнении желаний.

  • Беседуйте о положительных чувствах, которые вы испытываете, если все удается сделать в срок.

  • Приучите себя и ребёнка к мысли, что успеть что-то сделать – то, чего вы хотите.

Теперь поговорим о том, что вы МОЖЕТЕ.

Планируйте выполнять какое-либо дело каждый раз в различные сроки и старайтесь следить за временем.

  • Для этого выберите какое-то одно занятие (например, в течение недели рисуйте каждый день солнышко).

  • Выполняйте любое дело обязательно совместно. В первый день потратьте на рисунок 10 минут, во второй – 20, в третий – 3 минуты и т.д.

  • Слушайте ребёнка. Очень важно, чтобы он выражал свои ощущения.

  • Употребляйте в речи слова «я могу», «ты смог», «мы можем».

Наконец, самое важное для успешной адаптации к новому распорядку слово – НАДО. Постараемся научиться автоматически (но не «бездумно») выполнять нормы и требования, которые предъявляет нам сама жизнь.

  • Сначала разберитесь: кому же «надо» не опаздывать, быть пунктуальным? Вам, ребёнку или всем?

  • Расскажите ребёнку, как вы выполняете те дела, которые «надо» делать, даже если не очень хочется. Например, надо почистить картошку, а вам сейчас хочется сделать что-то другое, но вода уже почти кипит. Или на даче под тяжестью яблок сильно наклонилась ветка, надо поставить подпорки, иначе ветка может сломаться, а вы никогда этим не занимались и т.д.

  • Поиграйте в игры с правилами, игры, в которых надо следовать чёткой инструкции, вводятся ограничения по времени, есть очередность ходов.


Для успешной адаптации к школе:

НЕЛЬЗЯ

- превращать переход к новому режиму в утомительную муштру;

- провоцировать возникновение отрицательных эмоций;

- унижать, наказывать ребёнка, ругать, критиковать за медлительность и неаккуратность:

НУЖНО

- заранее предупреждать ребёнка о предстоящем завершении игры, рисования, просмотра видео и телепрограмм;

- договориться о том, как убирать игрушки или предметы;

- беседовать о затруднениях, с которыми сталкивается ребёнок;

- показывать пример организации собственного времяпрепровождения.


Это общие правила. Но ведь каждый человек неповторим. С младенчества вы могли видеть, что ваш малыш проявляет какие-то особенности во время кормления, сна, игр. Возможно, именно ваш ребёнок с трудом просыпается и склонен плохо засыпать вечером. Может быть, он рано встаёт, но заниматься серьезными делами предпочитает вечером.

Это зависит от множества факторов – его темперамента, здоровья, вашего семейного уклада.

И главное – соблюдайте осторожность. Старайтесь избегать жесткого планирования времени до минут и секунд. Иначе вместо уверенности и чувства успешности вы можете пробудить в ребенке повышенную тревожность. Будьте не педантичны, а пунктуальны, не деспотичны, а ответственны, терпеливы и доброжелательны!

Помните, что для любой перестройки на новый режим требуется не менее 1 месяца. Поэтому начинайте готовиться к новому образу жизни заранее.

Как сформировать у ребёнка положительное отношение к книге

Понаблюдайте за своим ребёнком. Можете ли вы сказать, что у него есть стойкий интерес к книге? Если он есть, то подумайте, что ему нравится в большей степени:

- содержание произведений (любит слушать сказки, стихи, рассказы, рассматривать картинки в книжке);

- процесс чтения (старается прочитать хотя бы слово, просит купить такую книгу, в которой слова чередуются с картинками);

- то, что вы, наконец, уделили ему внимание (то есть книга – средство общения с вами).

Учтите, что только в первом случае ребёнок скоро не утратит интерес, так как он направлен не на предмет, а на его содержание. Но интерес нужно поддерживать.

Как поддержать интерес к книге?

- При отборе детской художественной литературы большое внимание уделяйте не только содержанию, но и оформлению книги: она должна быть привлекательной, яркой, воспитывать эстетический вкус.

- Учитывайте пожелание ребёнка.

- Учите его выбирать книжку в соответствии с интересами (например, соберите подборку книг о животных или со сказками).

- Создайте дома детскую библиотеку, наполнив её произведениями различных детских авторов и жанров. Это сказки – народные и авторские, отечественные и зарубежные; познавательная и занимательная литература; книги о природе, о людях разных профессий, космосе, технике.

На полке с детскими книгами в домашней библиотеке всю литературу можно систематизировать следующим образом.

  1. Люди, объекты окружающего мира, дом, жилище.

  2. Игрушки, машины, куклы, предметы быта.

  3. Природа, места обитания, животные, растения.

  4. Сказки, фантастические произведения для детей.

Чтобы знакомство с книгой, художественным произведением было не просто времяпрепровождением, а содержательным досугом, придерживайтесь следующего плана действий.

  1. Чтение (с показом иллюстраций).

  2. Беседа о прочитанном.

  3. Пересказ, рассказывание по ролям.

  4. Более детальное рассматривание книги, комментарии к иллюстрациям.

  5. Игры-драматизации (можно заменить настольным театром, подобрав персонажей из игрушек ребёнка).

В процессе взросления у ребёнка могут меняться интересы.

Как же сделать так, чтобы интерес к книге не угасал, чтобы ребёнок периодически возвращался к чтению и полюбил книгу на всю жизнь?

Для этого нужно, чтобы интерес перерос в стойкое положительное отношение.

Самый надёжный способ сформировать у ребёнка ответственное и бережное отношение к книге – это научить его делать книги своими руками.

  1. Подберите литературное произведение или сочините его сами (лучше совместно с ребёнком).

  2. Обсудите с ребёнком оформление обложки. Например, выберите цветной картон, сложите его пополам, продумайте рисунок и текст, который разместите на первой стороне обложке.

  3. Изготовьте обложку, распределив работы. Ребёнок может нарисовать рисунок или сделать аппликацию, а вы – написать название.

  4. Продумайте, как вы расположите текст (его можно напечатать на компьютере) и иллюстрации.

  5. После завершения работы подумайте, что вы будете делать с ней дальше. Можно поставить на полку и иногда прочитать, а можно показать её друзьям, отнести в детский сад, подарить другу.

  6. Сделайте несколько подобных книг, не забывая положительно оценивать, как старание ребёнка, так и его творчество.

Итак, вы всей семьей постарались создать положительное отношение к книге. А в чём оно проявляется? Как убедиться в этом?

Если ребёнок понимает, что книга – это важнейший источник информации, то он вскоре попросит покупать ему разные книжки.

Понаблюдайте, проявляет ли ребёнок эмоциональное отношение к книге. Говорит ли ребёнок, что книги ему нравятся, что они красивые, что в них бывают веселые и грустные истории?

Считает ли ваш ребёнок, что книга – это очень хороший подарок, радуется ли, когда получает ее на день рождения и другие праздники?

Хотите, чтобы ребёнок любил книги?

Дарите их не только ребёнку, но и друг другу, всем членам семьи и читайте их!